Анализ рисков по должной осмотрительности при заключении сделок

Анализ рисков по должной осмотрительности при заключении сделок

Многие предприниматели, в ходе налоговых проверок или по их результатам, сталкивались в своей работе с требованиями (иногда необоснованными) ФНС о доначислении налогов, таких как НДС, налог на прибыль организаций, вследствие выявления незаконного уменьшения налоговой базы или получения т.н. необоснованной налоговой выгоды. Данные требования ФНС обосновывает, получившими широкое распространение, методами анализа цепочки сделок (или цепочки предприятий по сделкам) в ходе хозяйствующей деятельности компаний. Последствия таких выводов налоговой службы весьма плачевны для бизнеса, начиная от безосновательного доначисления налогов, до реальных тюремных сроков за налоговые преступления.

Наша компания предлагает вам услуги, связанные с новшествами налогового законодательства РФ 2016-2017 годов, а именно с активизацией работы ФНС по выявлению необоснованной налоговой выгоды налогоплательщика в связи с осуществлением сделок через взаимозависимые и подконтрольные фирмы, в т.ч. «фирмы однодневки» и не проявлении должной осмотрительности при заключении договоров.

Суть новых требований ФНС сводится к следующему:

1) борьбе с незаконным уменьшением налогооблагаемой базы за счет создания цепочки подконтрольных фирм, через которые осуществляется реализация имущества, конечному покупателю;

2) борьбе с уклонением от уплаты НДС аналогичным способом.

Логика работы ФНС на сегодняшний день связана с активным применением АСК НДС - автоматизированной системы сверки первичных бухгалтерских документов в цепочке сделок. Практика на сегодняшний день сложилось так, что за «пропавшего» поставщика перед налоговыми органами практически всегда отвечает покупатель, хотя он может не иметь к нему никакого отношения. При этом фирмы однодневки могут создаваться и заводами (производителями) для занижения выручки, чему есть масса примеров.

Однако ситуация постепенно меняется и «правильный» порядок работы добросовестных компаний постепенно обретает свои черты. Так, например, на основании Приказа ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@, с 25.07.2017г. будет несколько ограничена налоговая тайна и в открытом доступе появится информация о, например, результатах финансовой деятельности компаний, о наличии долгов по налогам и сборам перед бюджетом и т.д. Значительную ясность также внесла практика судебных органов, в частности Обзором судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2017), утверждённого Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.02.2017 или Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 № 305-КК16-10399 по делу А40-71125/2015 (ООО «Центррегионуголь»), а также от 6 февраля 2017 г. № 305-КК16-14921 по делу № А40-120736/2015 (ПAO «СИТИ»).

На основе указанных дел сформированы требования ФНС к порядку проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов. Если раньше считалось достаточным запросить у клиента бухгалтерский баланс за предыдущий налоговый период, то сейчас этого будет явно не хватать для снятия ответственности с добросовестного участника рынка. Перечень этих требований является не исчерпывающим, но все же, на сегодняшний день уже можно выделить более 10 самостоятельных критериев, установленных органами ФНС. Отдельно были рассмотрены случаи установления налоговыми органами взаимозависимости и подконтрольности фирм «однодневок» к продавцам или покупателям. Можно выделить следующие последствия от правонарушения в этой области:

1) неосторожность при выборе контрагента – чужой фирмы «однодневки» (последствия в виде доначисления налогов и штрафы);

2) умышленное встраивание в цепочку своей фирмы «однодневки», т.е. её подконтрольность выгодоприобретателю (а за это уже предусмотрена уголовная ответственность + штрафы).

В первую очередь органы ФНС проверят вашу компанию на признаки умышленного встраивания в цепочку, своих фирм «однодневок». Открытого перечня критериев, по которым это будет делаться, не существует. Практикой выработан ряд косвенных признаков, свидетельствующих о принадлежности однодневки, например: ценовые отклонения, дерево связей, контроль рынка и т.п. Понимая природу этих признаков можно оптимизировать работу добросовестной компании.

Если ФНС при налоговой проверке не найдет признаков умышленного встраивания в цепочку своих фирм «однодневок» (а проверят это они однозначно будут), то отвечать придется уже за неосторожность при выборе контрагента. Избежать этого можно ведя грамотную работу на стадии заключения договоров и их исполнения.

Нашей компанией на сегодняшний день выработан ряд алгоритмов, для подтверждения добросовестности контрагентов, разработан типовой перечень доказательственной базы, Внедрены типовые положения внутренних документов организации для унификации контроля за отбором и оценкой рисков, рекомендации к порядку проведения тендеров компании.

Предлагаемая услуга предполагает несколько вариантов сотрудничества:

1) оптимизации работы предприятия по проявлению должной осмотрительности (консультация сотрудников; внедрение локальных инструкций; выработка внутрикорпоративной практики; анализ рисков по конкретным сделкам);

2) регулярное абонентское обслуживание и консультирование сотрудников предприятия по оценке рисков. Услуга включает: учёт документов от новых и текущих контрагентов, их анализ по критериям должной осмотрительности; управление рисками по текущим сделкамрегистрация необходимой переписки, сбор доказательной базы "добросовестности партнера" и иное консультирование в рамках услуги;

3) обжалование актов налоговых проверок.

Для получения разъяснений по услуге вы можете обратиться к нашим специалистам по номеру: 8-3852-99-12-89. Мы оказываем свои услуги предприятиям в г. Барнауле, а также по Алтайскому краю.

Комментарии закрыты.